Семья (familia)в римском праве, изображение №1

Понятие семьи в римском праве

Изначально семья рассматривалась не как совокупность лиц, а как имущественный комплекс, созданный домовладыкой (в источниках использовался термин familia pecuniaque — семья и скот).

Иными словами, семья — институт для ведения хозяйства, за экономическую деятельность которого несет ответственность домовладыка pater familias.

Цель существования семьи: создание экономических условий для хозяйствования (для продолжения рода существовал институт брака).

Семья общего права

В IV веке до н.э. возникает семья общего права (familia communi iure) как предпосылка для малой семьи своего права. К данной семье принадлежали все, подчиненные власти домовладыки (те, кто родился внутри данной группы или был включен в нее посредством юридических или религиозных процедур).

Основа семьи — гражданское родство (агнатическое родство, т.е. родство не по крови, а в силу закона, брака или власти), которое доминирует над кровными узами, или естественным родством (cognatio). Отец семейства тот, кто обладает dominium в доме, даже если у него нет сына, так как термин обозначает не только характеристику личности, но и право властвования над другими лицами.

Семья своего права

Постепенно формируется семья своего права (familia proprio iure), включающая три поколения лиц под властью домовладыки на основе родства или определенных процедур (сохранение процедур включения в семью понадобилось для решения имущественных задач).

Естественная, когнатическая семья получала все большее значение по сравнению с семьей агнатической в ходе исторической эволюции экономики: постепенное освобождение от отцовской власти и появление движения эмансипации происходит в результате развития торговли, которая предполагала активное самостоятельное участие подвластных членов семьи в делах отца. Отсюда же активная эмансипация женщин, сыновей, рабов.

В III веке н.э. римский юрист Ульпиан в своём определении семьи совмещает две концепции семьи общего и своего права: «Семья — небольшая группа лиц, подчинённых единой власти домовладыки по естественным или юридическим причинам».

Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права.

Статус семьи в римском праве

  1. Экономический аспект: семья — единый хозяйственный комплекс, состоящий из: семейного надела, рабов, скота, с/х инвентаря. Законы XII таблиц (далее — З12Т) говорят о семье, как общности вещей, лиц и денег под властью домовладыки. 
  2. Политический аспект: семья и род — фундаментальные политические организации, семья есть базовая ячейка политической структуры. Чтобы участвовать в народных собраниях, необходимо было быть включенным в ценз в качестве домовладыки. По Цицерону, семья есть основа города и источник государства.
  3. Религиозный аспект: единство семьи проявлялось и в едином культе предков, чтить которых — обязанность членов семьи.

Особенности семьи в период классического римского права

  1. Семья — имущественное понятие, сопоставимое с гаремом не Востоке.
  2. Семья носила патриархальный характер: 1) вся власть у домовладыки, 2) родство передается по мужской линии, 2) женщины, переселяясь в новую семью, теряли юридическую связь с прежней семьёй.
  3. Pater familias наделен властью по отношению ко всем всем членам семьи. Властная структура семьи определяла главное деление членов семьи на лиц своего права (sui iuris) и лиц чужого права (alieni iuris).

Отношения власти в семье

Отношения в семье строились на основе неограниченной власти домовладыки над подвластными в формах:

a. Отцовской власти (partria potestas);

b. Супружеской власти над женой (manus);

c. Господской власти над рабами (dominica potestas).

Домовладыке подчинены лица чужого права: жена на положении дочери; дочери; сыновья и их жены (= внучки) и рабы, клиенты; усыновленные; вольноотпущенные.

Отцовская власть (partria potestas)

Права из отцовской власти:

  1. Право жизни и смерти (редкое и сомнительное право, упоминается только в институциях Гая).
  2. Право продажи: сын не мог быть продан на римской земле + по З12Т после 3 продаж нет власти отца (право возрождается в III веке из-за крайней бедности).
  3. Право выдачи и возмещения ущерба: отец мог отвечать по долгам сына (как и раба), а мог передать сына потерпевшему (данное право отменено императором Юстинианом).
  4. Право выбрасывать новорожденного ребенка (данное право отменено императором Валентианом в виду критики со стороны христиан).

Прекращение отцовской власти

  1. Со смертью домовладыки — представители его семьи становятся главами собственных семей.
  2. Потеря домовладыкой гражданства (смена гражданство или рабство).
  3. Прерываются права, если домовладыка захвачен в плен.
  4. Отец сам становится лицом чужого права.
  5. Дочь переходит под власть мужа.
  6. Лицо становится жрецом (весталки, жрецы Юпитера) или, при империи, занимает высшие государственные должности (патриций, консул, префект) или церковные (епископ).
  7. Эмансипация сына — изначально наказание (изгнание из семьи и культа), в классический период — предоставление правоспособности сыну. В классический период эмансипация осуществляется только по воле отца, позднее была возможна подача заявления магистру.

Супружеская власть

У paterfamilias супружеская власть над женой — если брак с властью мужа или жена переходила под власть его домовладыки (институт manus, исчез при Юстиниане); жена на положении дочери.

Юридические последствия установления супружеской власти: имущество жены переходит мужу/главе семьи в виде преданного.

Переход под супружескую власть (как институт исчезает при Юстиниане)

  1. Конфарреация: религиозная церемония, благодаря которой дети супругов могли занять жреческие должности.
  2. Покупка (coemptio): символический акт (жена — субъект сделки наравне с мужем, не объект).
  3. Давность владения: 1 год совместного проживания (отмечено как пережиток уже в институциях Гая).

Имущественное положение детей и рабов

Изначально у подвластных лиц нет своего имущества: юридически все принадлежит домовладыке, а подвластные могут только улучшать его положение.

Со временем растет торговый оборот, а подвластные не могли иметь права и нести обязанности → появилась необходимость в юридических средствах для признания коммерческой правоспособности подвластных. 

В период республики Преторы поддерживали институт пекулия — автономное от имущество, которым подвластный (сын, реже дочь, или раб) распоряжался по своему усмотрению (пользование и управление имуществом для его приумножения).

Собственником пекулия являлся домовладыка (мог забрать пекулий). Paterfamilias отвечал по долгам подвластных в пределах размера пекулия. При этом подвластное лицо, становясь лицом своего права, сохраняли ранее переданный им пекулий за собой.