Разбираемся вместе: реализм, изображение №1

Розовые очки и трагический пафос романтизма спустя какое-то время окончательно надоедают как читателям, так и самим литераторам. В середине XIX века реализм благополучно сгоняет его со сцены, а после периодически кидает в него гнилыми помидорами на страницах своих произведений, намекая на несостоятельность и глупость. Что же так сильно отличает реалистов от их чрезмерно драматичных предшественников? Попробуем разобраться.

Основная характеристика этого направления кроется в его названии. Происходит оно от латинского слова realis — действительный. И правда, своей первостепенной задачей реалисты видели отражение действительности в том самом виде, в котором она перед ними предстаёт, оставляя мечты об идеале и бесконечные пустые страдания из-за несбыточности этих самых мечт романтикам.

Если автор-романтик едва ли не с детским восторгом упивается сложным характером своего героя с его бунтарскими наклонностями, фатализмом, вечной неудовлетворённостью и другими малоприятными особенностями, которыми он сам же его и наделил, то реалистический автор смотрит на какого-нибудь ближнего своего (дальний, на самом деле, тоже вполне себе подходит), наделяет персонажа некоторыми его чертами, думает «ну, вроде похоже» и остаётся вполне этим доволен. Он не ставит перед собой цель показать бесконечный конфликт возвышенных мечтаний героя с повседневностью (а если и ставит, то в ироническом ключе), не запихивает героя на Кавказ или в какую-нибудь случайную экзотическую страну, а прекрасную внешность герой получает только в том случае, если каким-то чудом выиграет её в генетической лотерее.

На смену щёгольски одетому условному Печорину с его «породистыми» усами и бесконечными поездками в тёплые края приходит условный Родион Раскольников в одежде, будто снятой с бездомного, и начинает жить в крохотной комнатушке, питаться хлебом и водой и иногда убивать старушек, вопрошая, тварь он дрожащая или право имеет. В общем, появляются образы, которые должны быть более правдоподобны и близки читателю, чем страдающие романтические красавцы. Но важно отметить, что зачастую эти образы являются собирательными, типическими, и отражают не столько отдельно взятую личность какого-нибудь московского сапожника Кондратия, сколько всех московских сапожников в его лице.

Наиболее яркие и распространённые типы реалистических литературных героев:

«Лишний человек» — герой вполне себе обеспеченный и далеко не глупый, но в силу обстоятельств (и иногда характера) отчужденный от социума. Этот тип возник раньше других, потому в нём ощущается и нечто романтическое. Первым «лишним человеком» стал пушкинский Евгений Онегин, а одноименный роман в стихах считается первым русским реалистическим произведением.

«Маленький человек» — со старшим братом его роднят только напряжённые отношения с социумом. «Маленький человек» не обладает ни богатством, ни умом, ни какими-либо выдающимися чертами, но в целом он добр и безобиден. И тут снова отличился Пушкин: первым представителем такого типа считается Самсон Вырин, главный герой «Станционного смотрителя». Перенял традицию и Гоголь: его Аркадий Аркадьевич Башмачкин обычно первым приходит в голову, когда речь заходит о «маленьком человеке».

Разбираемся вместе: реализм, изображение №2

«Новый человек», он же герой-нигилист — всё отрицает, никому не верит, всех раздражает, стоит в своём белом пальто средней степени испачканности и читает томик Ницше или Шопенгауэра. Самый яркий представитель – Базаров из «Отцов и детей» Тургенева.

Причём все эти характеры, по мнению реалистов, формировались в первую очередь под влиянием социально-исторических условий, а не получались по воле судьбы, как те самые единственные, неповторимые и никем не понятые романтические души. Потому исследователи и считают, что реалисты имеют непосредственное отношение к детерминизму — учению, согласно которому всё в этом мире происходит в силу предшествующих причин.

Разбираемся вместе: реализм, изображение №3

Изображение будничной жизни приводит к тому, что реалистический автор частично отказывается от использования различных хитросплетений слов, изощрённых словесных конструкций, сложных оборотов и метафор. Действительно, откуда всему этому взяться в словарном запасе какого-нибудь среднестатистического «маленького человека»? Наоборот, в литературу входят просторечия, диалектизмы, канцеляризмы, автор осознанно выходит за рамки строго отфильтрованной стилистики, чтобы как можно реалистичнее и живее передать особенности речи своих героев.

В завершение хочется сказать, что реализм не является примитивным описанием быта конкретной эпохи. В нём всё равно присутствует определённый угол авторского зрения. Реализм — не фотография, а картина маслом. Из всех направлений он наиболее прочно пустил корни в почву русской литературы и в трансформированном виде сохранился в ней по сей день, несмотря на стремление модернистов сбросить Пушкина (а в его лице и всё классическое наследие) с литературного парохода.

Материалы по теме:

Лекция-сравнение реализма в литературе и живописи специально для тех, которые постоянно слышат «о, да вы из Англии» в свой адрес.

Тест «Кто ты из героев Достоевского?»

Викторина «Достоевский или не Достоевский». Потому что Достоевского много не бывает.

Тест «Кто ты из героев Тургенева?».