Рисунок 1

«Высшая проба» — одна из самых популярных олимпиад среди российских школьников (что, в общем-то, неудивительно: в перечне ей присвоен первый уровень, а значит призёрство может значительно помочь при поступлении в вуз мечты). Впервые я попробовала свои силы в написании этой олимпиады в 8 классе, and everything went off without a hitch: получилось взять первую степень на заключительном этапе. В 9 же классе произошла достаточно курьёзная ситуация, которая и послужила мотивацией к созданию материала, который вы сейчас читаете. Не разобравшись в расписании, я была уверена, что тур должен начаться в 12:00. Когда мне в 09:40 написала подруга и спросила, почему я ещё не в аудитории, я поняла, что что-то пошло не так. Через час я сидела в аудитории с мокрой головой, которую я не успела высушить дома, и без надежды на успех.

Организаторы постановили, что не могут воспроизвести для меня аудиозапись, то есть, очевидно, я теряю баллы за аудирование. Тем не менее, когда спустя месяц пришли результаты, я увидела, что у меня снова первая степень (и 12 баллов из 20 за аудирование).

Пруфы.

Попробую объяснить, как так получилось, и что бы я посоветовала делать в подобных, казалось бы, отчаянных ситуациях.

Первое – и самое главное – всегда бороться до конца. Когда я только взялась за работу, мне показалось, что как-то пробовать решить аудирование без прослушивания – абсурдная идея, но, как показывает опыт, зацепившись за абсурдную идею можно получить правильное решение. К тому же, желание выложиться на полную помогло мне решить части «Грамматика», «Лексика» и «Письмо» на высокий балл. Никогда не давайте нервам сбивать себя с пути!

Опоздать на аудирование, но всё равно взять диплом: a real success story, изображение №3
Рисунок 2

Второе: practice makes perfect. Только прорешав много вариантов интегрированных заданий можно составить представление о том, как они работают, и выделить стратегию. Попрактиковаться с похожими заданиями можно используя такие ресурсы, как CPE Practice Tests, CAE Practice Tests и задания прошлых лет на сайте olymp.hse.ru («Высшая Проба»). В CAE/CPE задание, похожее на «отечественный» интегрейтед из «Высшей пробы» выглядит так (рисунок 2).

Задание ВП для 9-10 классов в 2020 году
Задание ВП для 9-10 классов в 2020 году

Чтобы выработать свою стратегию, мне понадобилось прорешать достаточно много вариантов интегрированных заданий: конкретно вышкинских — всего одно. А вот всеросных Integrated Listening&Reading и CAE/CPE достаточно много.

Теперь попробую обратить внимание на специфику заданий именно «Высшей пробы» и какими стратегиями можно воспользоваться, чтобы с ними справиться. Задание состоит из двух частей, первая из которых напоминает Integrated Listening&Reading на всеросе, но с поправкой на то, что это скорее Integrated Listening&Listening, так как оба текста представлены в аудиоформате. Варианты ответа классические: «есть в обоих текстах», «нет ни в одном», «есть в 1 тексте» и «есть во втором тексте». Вторая часть ставит задачу заполнить пропуски в коротких предложениях словами из текстов (сами предложения, ну или близкие к ним, в тексте есть).

Про вторую часть сразу можно сказать, что тут необходим prediction, который можно построить на логике и грамматической структуре предложения, которое дано в задании. Например, мне удалось восстановить слово “accidentally”, зная, что в предложении пропущено наречие с семантикой случайности действия/события.

С первой частью всё немного сложнее. Вряд ли удастся выполнить задание на максимум, не прослушав текст, однако есть несколько стратегий, которые помогут получить некоторое количество баллов. Например, сначала необходимо определить тему обоих текстов, попробовать по вопросам догадаться, что их объединяет. В комплекте, который довелось решать мне, это был “Plastic”:

Задание ВП для 9-10 классов в 2020 году
Задание ВП для 9-10 классов в 2020 году

Как правило, в обоих текстах встречаются наиболее нейтральные statements (например, в этом варианте, номера 2 и 4). Если же заявление кажется достаточно полемичным, вряд ли оно встретится в обоих текстах. Существуют также заявления, которые выглядят абсолютно абсурдными или же в некоторой степени выбиваются из тематического поля текстов, которое мы определили; такие заявления чаще всего оказываются не принадлежащими ни к одному тексту.

Третий фактор успеха, который я могу выделить, это Великая Сила Рандома. Везение, как ни крути, играет огромную роль на олимпиадах, поэтому всё-таки стоит идти на тур с парой монеток (фунтов, конечно!) в ботинке.

В следующем году я также планирую участвовать в «Высшей пробе» и, разумеется, хотелось бы продолжить традицию с первыми степенями. Но мы никогда не можем знать ничего наперёд, кроме того, что единственный путь к победе – это упорный труд.

Всем удачи!

Мария Сатина