Питер Брейгель Старший «Строительные леса».
Питер Брейгель Старший «Строительные леса».

Готика — первый интернациональный стиль, который охватывает всю Европу: мы знаем примеры готики Франции, Германии, Италии, Англии и т. д. Нельзя забывать, что помимо традиционных соборов и ратуш, в готическом стиле стали строиться и каменные дома богатых горожан, а это означает, что искусство живет не только в религиозной среде, но и в светской. Однако именно церковная архитектура становится классическим проявлением стиля, наиболее выраженным в жанре городского собора, который становится показателем не только величия церкви, но и состоятельности горожан. Городские соборы строились на средства горожан, они становились местом встреч, городских собраний; в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции.

Если раньше проектированием собора занимались монахи, то в это время профессия архитектора становится светской, мирского архитектора специально нанимают для строительства.

От эпохи романики мы знаем немного имен, например, Гислебертус — зодчий собора Сан-Лазар в Отене, первого подписанного произведения Средневековья, от эпохи готики же нам известно куда больше имен — такая информация имеется у большинства построек этого времени.

Это явление отразилось и в изобразительном ряду: для готики характерно изображение не только донаторов (заказчиков и спонсоров строительства), но и архитекторов.

Интересно, что, в отличие от остальных ремесленников (сапожников, оружейников и т.д.), артели каменщиков работали там, где их нанимали, то есть в местах возведения больших построек, и могли переезжать в разные города и даже в другие страны, что создало общую связность архитектурного стиля на огромной территории нескольких стран и позволяло производить обмен знаниями и навыками. Однако различия между готикой, например, Франции и Англии, безусловно, есть. Во многом они обуславливаются различиями исторического пути этих стран.

Конструкции готики. Развитие стиля., изображение №2

Главным новшеством готики является принципиально иной, нежели раньше, принцип конструкции — -каркасная система. Исторически она появилась из усовершенствования крестового романского свода. Готические зодчие сделали ребра (нервюры) крестового свода основой сводчатой конструкции. Возведение свода начинали с выкладки ребер из клинчатых камней, которые создавали скелет свода. Получавшиеся распалубки (части свода между нервюрами) заполняли более легкими тонкими камнями.

Таким образом, такой свод был намного легче романского: уменьшалось и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирается на столбы, а не на стены, то есть распор локализован, и архитектору становится понятно, где и как этот распор должен быть «погашен». В завершение, нервюрный свод позволил перекрывать, во-первых, обширные и высокие пространства, а во-вторых, пространства неправильной формы

Как мы уже сказали, нервюрный свод строго локализован и не требует массивной опоры в виде утолщения стены в «опасных» местах. Для его поддержки стало достаточным использование системы контрфорсов, правда, более совершенной, нежели в романике: готические зодчие придавали контрфорсам ступенчатую форму — -узкую наверху и расширяющуюся к низу.

Конструкции готики. Развитие стиля., изображение №3

Как сдержать распор боковых нефов (продольное членение интерьера, ограниченное с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов) — задача простая, а с центральным нефом дело обстоит сложнее. Для поддержки центрального, более высокого нефа была создана система аркбутанов — наружных каменных полуарок, которые переносили распор стены на контрфорс. С одной стороны они крепились к пазухам свода, с другой — к контрфорсу, а место этого крепления для надежности усиливали пинаклем — копьевидной башенкой, которую нередко утяжеляли свинцом.

При помощи таких новшеств стена как конструктивная часть здания становилась излишней, она превращалась в простенок, а ее место занимали огромные окна с витражами.

Кроме того, система контрфорсов и нервюр позволила увеличить возможную высоту здания (до 40 метров и выше) и перекрывать пролеты большой ширины.

Помимо принципиальных конструктивных отличий, изменился также и внешний вид готических построек. Сохраняется мощный двухбашенный фасад, но если в романике он аскетичный и строгий, то в готике он приобретает богатый скульптурный декор. Фасад становится декоративным и изящным. Мощные толстые стены романики сменяются на витражи (витраж — вид искусства, в котором изображения создавались из кусочков цветного стекла, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами), с помощью которых пространство храма становится залитым светом и цветом.

Основным воплощением готической пластики становится скульптура. Хотя она и воспринимается, как неотделимый элемент общей декорации, тем не менее, по мере приближения, для зрителя она сама становится целостным произведением искусства, раскрывающим некий сюжет.

Готические соборы называли «Библией для неграмотных». Средневековый человек читал фасад как книгу: скульптуры рассказывали ему различные библейские истории о природном и животном мире. Существовала особая система расположения героев, которая была известна каждому человеку этого времени и которая заново была открыта в конце XIX — в начале XX вв. французским искусствоведом Эмилем Малем (1862–1954), который соотнес изображения и средневековые тексты и определял, кто есть кто на поверхности стены.

Например, центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Богоматери; правый портал — Богоматери, а левый — святому, особенно почитаемому в этом месте. На столбе, разделяющем двери центрального портала, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. Такие правила расположения персонажей существовали для большинства частей собора.

Конструкции готики. Развитие стиля., изображение №4

Местом рождения готической архитектуры является Франция. Здесь, в аббатстве Сен-Дени под Парижем, с 1137 по 1144 год аббат Сугерий занялся перестройкой старой церкви. Сен-Дени было «королевским аббатством», поэтому облику новой церкви придавалось большое значение. В постройке использовались уже известные романике приемы, но они впервые были объединены в одном проекте.

Пространство обхода хора лишается четкого разделения на галерею и прилегающие к ней отдельные капеллы: если мы посмотрим на план, они сливаются в единое пространство. Кроме того, одной из важнейших задач для Сугерия было наполнить пространство церкви светом, а значит, сделать огромные окна. Для этого в церкви Сен-Дени использована система контрфорсов, которые ставятся с наружной стороны между капеллами.

Церковь аббатства Сен-Дени произвела большое впечатление на современников. Готический стиль начал распространяться сначала по Франции, а затем и по всей Европе.

Конструкции готики. Развитие стиля., изображение №5

Одна из самых знаменитых готических построек — собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари), возведение которого началось в 1163 году.

Это большой пятинефный собор, высота центрального нефа которого составляет 32,5 метра. Центральный неф украшает ярус трифория (декоративный ярус арок, расположенный над аркадой центрального нефа). В соборе Парижской Богоматери мы видим развитие нервюрного свода: в центральном нефе и трансепте (поперечный неф) используются не обычный крестовый свод, а шестигранный, вводится дополнительная нервюра, которая разделяет свод на шесть распалубок.

Фасад собора подчинен ясной архитектурной логике и членится по принципу золотого сечения, который является наиболее красивым для нашего взгляда. Центральное положение занимает огромное окно — роза, которая является символом королевского рода во Франции и за которой внутри располагаются хоры. Фасад имеет две башни, что характерно для готики. Они не завершаются шпилями. Для архитектора этого собора была больше важна связность и гармоничность архитектуры, чем устремленность ввысь.

Конструкции готики. Развитие стиля., изображение №7

С точки зрения конструкции, мы наблюдаем развитие идей Сен-Дени: массив стены устранен, вместо него стена состоит из огромных цветных витражей. Для этого снаружи собора мы наблюдаем систему контрфорсов, которые окружают собор с боковых сторон.

В королевской капелле Сен-Шапель 1242–1248 годов идея дематериализации стены достигает своего пика. В летней, верхней церкви, стены, по сути, вообще нет, остаются только столбы нервюр: скелет здания и огромные витражи, которые заполняют те места, где должна быть стена.

Создается невероятное пространство, наполненное светом и розоватыми оттенками витражей, в котором непонятно, куда мы, собственно, попали, поскольку все пространство состоит из цветного стекла. Для XIII века характерна гонка архитекторов за постройку самого большого и высокого собора. По этим критериям гонку выиграл собор в Амьене. Его главный соперник — собор в Бове, задуманный еще более большим, обрушился из-за недостаточной прочности контрфорсов. После этого гонка приостановилась, архитекторы стали внимательнее и осторожнее относиться к проектированию.

Конструкции готики. Развитие стиля., изображение №8
Конструкции готики. Развитие стиля., изображение №9

Собор в Кентербери (1070–1834) представляет собой образец использования звездчатого свода — следующая ступень усложнения крестового свода, в котором появляется лиерна — дополнительная нервюра, соединяющая вершину свода с вершиной боковой арки. Благодаря пересечению лиерн и диагональных нервюр возникает звездчатый узор свода. Вначале лиерны использовались для маскировки неровных швов кладки, затем в XIV–XV веках они приобретают декоративное назначение.

Следующей ступенью усложнения нервюрного свода является создания веерного свода, пример которого мы можем видеть в часовне Королевского колледжа в Кембридже, Англия. Веерный свод создается нервюрами, исходящими из одного угла, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер.

Таким образом, искусство готики — это, прежде всего, принципиально новые конструктивные открытия. Использование каркасной системы позволяло создавать прежде невозможные по высоте и ширине сооружения, избавиться от массивности и тяжеловесности стен, создать свой собственный пластический язык.

Библиография:

• Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая / Под ред. Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского. М.: «Искусство», 1960.

• Егорова А. О чем рассказывает фасад готического собора. // Arzamas, https://arzamas.academy/mag/403-fasad, 6 февраля 2017.

• Зотова Е. Возникновение готической архитектуры во Франции // Искусство, №7, 2005.

Автор: Харитонова В.В.