Ⅰ. Подготовка

  1. Прочти текст, попутно выделяя художественные приёмы (не все, но смыслообразующие), аллюзии, детали и просто заинтересовавшие, ещё не разгаданные участки. На полях текста записывай возникшие вопросы и идеи.

2. Обрати внимание на элементы, вынесенные за пределы текста (заголовок, эпиграф, имя автора, год написания). Соотнеси текст с историческим контекстом, биографией автора, другими произведениями этого периода.

3. Определи жанр.

Ⅱ. Исследование

  1. Изучи форму текста. Удобно выделить такие аспекты его понимания:

а) Композиционный уровень

– Можно ли разделить текст на части?

– Как они соотносятся между собой?

– Какого вида композиция в анализируемом тексте (линейная, зеркальная, кольцевая, ретроспекция и др.)?

– Почему начало и финал именно такие?

б) Свойства повествования

– Есть ли рассказчик?

– Где находится автор?

в) Характеристика хронотопа

– Равномерно ли течет время?

– Как время и место действия/пространство влияют на сюжет и героев?

г) Система персонажей

– Как герои противопоставлены другу другу?

– Зачем упоминаются второстепенные?

– Какие образы являются ключевыми?

д) На языковом уровне

Синтаксические особенности

– Есть ли в тексте интересные синтаксические конструкции (парцелляция, длинные предложения, инверсия)? Зачем они нужны?

Лексические особенности

– Как стилистически окрашена лексика в тексте (встречается ли просторечная, жаргонная, научная, возвышенная, канцеляризмы)?

– Кто использует эту лексику (один из героев или нарратор?)

– Зачем нужны тропы, слова в переносном значении?

Морфологические особенности

– Можно ли сказать что-то интересное о частях речи, которые выбирает автор?

Фонетические особенности

– Какую роль играют ритм и аллитерация, если они есть?

2. Обрати внимание на интертекст. Зачем автор использует цитирование, реминисценции, аллюзии? Как соотнесение с другими произведениями трансформирует текст?

3. Изучи смысловой уровень текста: выдели тематику, конфликт, идеи (политические, социальные, эстетические, религиозные и т. д.). Как другие произведения с похожей тематикой соотносятся с данным текстом?

4. Как форма дополняет смысл? Может быть, она вступает с ним в конфликт? Тогда как это меняет изначальное впечатление о тексте?

5. Ответь на вопросы, которые были написаны на полях во время чтения. Постарайся объяснить то, что не было ясно сразу после прочтения, например, зачем подробно описан пейзаж, почему герой поступил именно так и т. д.

6. На какие размышления наводит текст?

Ⅲ. Написание анализа

  1. Выбери стратегию: исследовать в процессе написания или рассказывать о сделанном исследовании? Другими словами, рассказывая о том, что было замечено в тексте, постепенно подбираться к главной «разгадке» — или рассказать, «о чём написан текст», и дальше подкреплять эту гипотезу найденными доказательствами.

2. Составь план: расположи пункты в подходящем порядке, исходя из выбранной стратегии.

3. Приступай к написанию.

Бонусные советы:

1) Необязательно говорить обо всём, что упомянуто в этом плане. Используй только то, что поможет проанализировать текст глубже.

2) Доверься собственным впечатлениям от текста: читательское восприятие не менее важно, чем исследовательское.

3) Избегай бескомпромиссных суждений, не стремись чётко ответить на вопрос «что хотел сказать автор?».

4) Постарайся включить данный текст в литературный контекст (говори о других произведениях, используй собственные ассоциации).

5) Эффектные начало и финал твоего анализа привлекают внимание, поработай над ними отдельно, когда черновой вариант работы будет готов.

Мы в тебя верим!