Ⅰ. Подготовка

  1. Прочти стихотворение, попутно выделяя художественные приёмы (не все, но смыслообразующие), аллюзии, детали и просто заинтересовавшие, ещё не разгаданные участки. На полях текста записывай возникшие вопросы и идеи.

2. Обрати внимание на элементы, вынесенные за пределы текста (заголовок, эпиграф, имя автора, год написания). Соотнеси текст с историческим контекстом, биографией автора, другими произведениями этого периода.

3. Определи жанр.

Ⅱ. Исследование

  1. Изучи форму текста. Удобно выделить такие уровни понимания:

а) композиционный: можно ли разделить текст на части? как они соотносятся между собой? почему начало и финал именно такие?

б) повествование: есть ли рассказчик? где находится автор? равномерно ли течет время?

в) хронотоп: как время и место действия/пространство влияют на сюжет и героев?

г) системы образов: лирический субъект — кто он? Какие ключевые образы можно выделить? Куда должен увести нас упомянутый образ (может, это символ? Может, он взят из другого произведения?).

д) ритмический: как метр стихотворения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) соотносится с количеством стоп? Если это двусложник (короткий), заключенный в пять стоп (длинные), какой ритм создаётся? Можно ли говорить о противоречии на уровне ритма? Как размер дополняет смысл стихотворения или, напротив, противоречит смыслу, и почему? Есть ли моменты, где размер «ломается»? Какую эмоцию это транслирует? Какие ещё авторы использовали этот рисунок строфы? Может ли это быть ритмической аллюзией (например, использование современным поэтом онегинской строфы)? Можно ли объяснить, почему выбрана та или иная рифмовка? Какую роль играют клаузулы? Зачем использованы анжамбеманы?

е) языковой

– фонетический: зачем нужны в стихотворении аллитерация, ассонанс (если есть)?

– синтаксический: есть ли в тексте интересные синтаксические конструкции (парцелляция, длинные предложения, инверсия, период)? Зачем они нужны?

– лексический: как стилистически окрашена лексика в тексте (просторечная, жаргонная, научная, возвышенная, канцеляризмы)? Зачем нужны тропы, слова в переносном значении?

– морфологический: можно ли сказать что-то интересное о частях речи, которые выбирает автор?

2. Зачем автор использует интертекст (цитирование, реминисценции, аллюзии)? Как соотнесение с другими произведениями трансформирует текст?

3. Изучи смысловой уровень текста: выдели тематику, конфликт, идеи (политические, социальные, эстетические, религиозные и т. д.) Как другие произведения с похожей тематикой соотносятся с данным текстом?

4. Как форма дополняет смысл? Может быть, она вступает с ним в конфликт? Тогда как это меняет изначальные впечатления о тексте?

5. Ответь на вопросы, которые были написаны на полях во время чтения. Постарайся объяснить то, что не было ясно сразу после прочтения (например, зачем подробно описан пейзаж / почему герой поступил так и т. д.).

6. На какие размышления наводит текст?

Ⅲ Написание анализа

  1. Выбери стратегию: исследовать в процессе написания или рассказывать о сделанном исследовании. Другими словами, рассказывая о замеченном в тексте, постепенно подбираться к главной «разгадке» — или рассказать, «о чём написан текст», и дальше подкреплять эту гипотезу найденными доказательствами.

2. Составь план: расположи пункты в подходящем порядке, исходя из выбранной стратегии.

3. Приступай к написанию.

Бонусные советы:

1) Необязательно говорить обо всём, что упомянуто в этом плане: используй только то, что поможет проанализировать текст глубже.

2) Говори о соотношении смысла и метра/рифмовки осторожно и только если уверен, что таковое есть; лучше написать о том, как ритм стихотворения влияет на его восприятие читателем.

3) Избегай бескомпромиссных суждений, не стремись чётко ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?».

4) Постарайся включить данный текст в литературный контекст (говори о других произведениях, используй собственные ассоциации).

5) Доверься собственным впечатлениям от текста: читательское восприятие не менее важно, чем исследовательское.

6) Эффектные начало и финал твоего анализа привлекают, поработай над ними отдельно, когда черновой вариант анализа будет готов.