Направление романтизма оказало и продолжает оказывать большое влияние на культуру. Его настроения, ценности, даже многие формы все еще привлекательны. Обратим внимание на некоторые жанры, важные для романтизма, чтобы лучше понять, как его идеи реализовывались формально.

Баллада

Баллада (от фр. ballade — танцевальная песня) зародилась как фольклорный жанр в Средневековье: в Англии XIV–XV веков существовало множество баллад, например, о Робин Гуде (обратите внимание, что в средневековой поэзии Франции также существовал жанр баллады, очерчивающий, однако, совсем иное, о нем мы на этот раз говорить не будем). По происхождению жанр связан с народными легендами и преданиями, сочетает в себе черты рассказа и песни. Р. Бернс, шотландский поэт и фольклорист, предвестник английского романтизма, ввел балладу в авторскую литературу, где она стала одним из главных жанров сентиментализма и романтизма: романтиков привлекала таинственность сюжета, роль рока и мистики в нем, а также обращение к национальным мифам, преданиям, искусная, песенная форма. Поскольку баллада является лиро-эпическим жанром, разумно будет выделить среди ее важнейших особенностей музыкальность, напевность, внимание к эмоциям и чувствам героев (лирические) и выраженную сюжетность (эпическая черта), кроме того, в балладе важен элемент загадочного, фантастического, недоговоренного, мотив тайны и рока. Основой для баллады часто служит фольклорный или легендарно-исторический материал с мрачным колоритом. Известны баллады романтиков: Гете, Шиллер, Стивенсон, Скотт и т.д. В русской литературе балладную традицию основал В. Жуковский (как в переводах, так и в оригинальных балладах), а продолжили Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Жил на свете рыцарь бедный») и Лермонтов («Воздушный корабль», «Морская царевна»).

Исторический роман — произведение художественной литературы, сюжет которого разворачивается на фоне исторических событий и с участием реальных исторических личностей. Романтиков привлекало туманное прошлое, национальная история: требование историзма и народности искусства, верного воссоздания колорита места и времени считается одним из важнейших достижений романтизма. Жанр исторического романа стал популярен: Ф. Купер, В. Гюго и, конечно, основоположник жанра В. Скотт писали такие романы. Их основными чертами были: синтез исторических фактов и художественного вымысла, точное изображение колорита описываемой эпохи (традиций, языка и т.п.), временная отдаленность автора от описываемых (как правило, значимых) событий.

Элегия

Элегия появилась в Греции в VII веке до н. э. и изначально определялась по формальным признакам: так называлось двустишие, написанное гекзаметром (размер, которым написаны «Илиада» и «Одиссея», шестистопный стих дактилей или спондеев) и пентаметром (размер, получаемый удвоением первого члена гекзаметра) или же стихотворение, составленное из таких двустиший. Содержание элегии могло быть любым, однако преимущественно оно было морально-политическим. Позднее центр тяжести смещается и жанр утрачивает былую строгость формы, большее значение приобретают особенности содержания: философские или исторические измышления, выражение скорби, печали, тоски. Свой расцвет жанр переживал в эпоху предромантизма и романтизма. Привлекший поэтов возможностями описания сложных, зачастую пограничных чувств, жанр стал каноническим для целого направления. В русскую литературу элегия вошла как стихотворение средней длины медитативного или эмоционального (меланхолического) характера без выраженной композиции, написанное, чаще всего, от первого лица.

В XIX веке элегии писали: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, в XX веке к жанру обращались A.A. Блок, И.Ф. Анненский, С.А. Есенин. Сейчас жанр элегии не популярен и обращение к нему маркирует дань традиции романтизма.

Детектив — жанр, описывающий процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Хотя детективные черты использовались авторами с самого начала 19 века, «изобретателем» детектива считается американский писатель-романтик А.Э. По, написавший рассказ «Убийство на улице Морг» (1841 год). В нем впервые появляется герой — гениальный сыщик, Дюпен, именно эту традицию продолжает знаменитый Шерлок Холмс, герой А. К. Дойля. Характерными чертами детектива являются: наличие загадочного происшествия в основе сюжета (чаще всего, преступления), полнота фактов (по мере развития сюжета читатель постепенно узнает все, что необходимо, чтобы разгадать тайну), обыденность обстановки, существование четкого канона построения фабулы (загадка, расследование, разгадка, наличие каноничного набора персонажей, включая, например, сыщика и его помощника и т.п.). Жанр привлекал романтиков, во-первых, тайной, загадкой в качестве основы сюжета, кроме того, в детективных романах обычно реализуются противопоставления, типичные для романтизма (уникальный и гениальный герой — детектив — противостоит, с одной стороны, злодеям, часто примитивным, реализующим темные стороны человеческой души, с другой — действующим формально и бездумно сотрудникам полиции).

Варвара Данилова